Россия, Омск, Осоавиахимовская
Телефон:
+7 (908) 807-77- Показать номер
Пн-пт: 09:00—18:00
whatsapp telegram vk email

Евгений Леонов работал до последнего, стараясь прокормить семью

Биография Евгения Леонова

Евгений Леонов – легендарный советский актер, любимец нескольких поколений взрослых и детей. Он был не только талантливым разноплановым артистом, но и невероятно добрым душевным человеком. Леонид Брежнев в шутку предлагал брать Евгения Павловича на международные дипломатические встречи, чтобы у иностранцев складывалось положительное мнение о русском народе. Его мастерство в жанре комедии не вызывало сомнений, но сам Леонов мечтал о ролях драматических и героических. Но не все могли разглядеть в нем задатки трагика, и это, по мнению близких, в конце концов надорвало его сердце.

На фото: Евгений Леонов

На фото: Евгений Леонов

Детство и юношеские годы

Будущий актер родился в обычной советской московской семье, никак не связанной с миром театра и кинематографа. Отец, Павел Васильевич, трудился инженером на авиазаводе, мать, Анна Ильинична, занималась домашним хозяйством и воспитывала Евгения и его старшего брата Николая. Семья жила достаточно скромно и занимала две небольшие комнаты в коммунальной квартире на Васильевской улице.

Евгений Леонов в детстве

В доме постоянно толпились люди – мама была гостеприимной хозяйкой и душой компании. Талантливая рассказчица, она любую простую историю могла преподнести так, что можно было заслушаться.

Женя рос смешным пухлым парнишкой – он уже тогда был ниже сверстников и напоминал неуклюжего медвежонка. Когда он учился в четвертом классе средней школы № 126, в класс пришли люди с киностудии, которым нужен был именно такой забавный персонаж. Они пригласили мальчика на студию, но в последний момент Женя то ли испугался, то ли застеснялся, но в картине сниматься отказался. С этого момента одноклассники стали называть его «Артистом», да и на самого Леонова посещение киностудии оставило неизгладимое впечатление.

Евгений Леонов с мамой и старшим братом

Через год он записался в школьный драматический кружок, который посещал с огромным удовольствием. А еще через два года началась война, и стало совсем не до театра. Вся семья Леоновых, включая четырнадцатилетнего Женю, работала на авиазаводе, иногда и в две смены. Юноша так уставал, что иногда засыпал на уроках, но все же успешно окончил школу и в 1943 году поступил в авиационный техникум.

Евгений Леонов в юности

Победа была уже не за горами, и Москва постепенно возвращалась к привычной жизни. И Леонова с новой силой потянуло к творчеству – проучившись в техникуме два года, он неожиданно забрал документы и отнес их в Московскую экспериментальную театральную студию под руководством Р.В. Захарова. На экзаменах приемная комиссия поначалу скептически отнеслась к невысокому толстячку с носом-картошкой, который, пыхтя и потея от волнения, декламировал любовную лирику Блока. Но, видимо, что-то привлекло их в этом странном юноше, и Леонов был зачислен на драматическое отделение.

Николай и Евгений Леоновы

Театральная карьера

Евгений учился с огромным рвением – он приходил в студию раньше всех, а уходил за полночь. В 1948 году он получил диплом и был принят в московский театр Дзержинского района, где ему сразу же доверили роль Кольки в спектакле «Ровесники».
Через год учреждение было реорганизовано в театр имени Станиславского, который возглавил режиссер Владимир Дудин. Леонова оставили в основном составе, но главных ролей не доверяли, держали на второстепенных. Иногда за смешные деньги он даже участвовал в озвучке спектаклей – имитировал шум дождя, цокот копыт или топот шагов.

Евгений Леонов в начале театральной карьеры (справа)

Одна из самых ярких работ того периода – Лариосик в постановке «Дни Турбиных». Михаил Яншин, который пришел руководить театром на смену Дудину, раньше сам много лет играл Лариосика во МХАТе. Он постоянно критиковал Леонова, говорил, что тот превратил серьезную роль в оперетту. И лишь гораздо позже Яншин все-таки признал, что Евгений Павлович был его самым талантливым учеником.

Евгений Леонов с товарищами по театру

Заслуживает внимания и глубокая характерная роль Креона, царя-тирана в «Антигоне», которая стала ярким примером уникального драматического таланта Леонова. Но таких работ было очень мало, и в 1979 году артист ушел в театр Маяковского, где худруком работал его бывший педагог Андрей Гончаров.

Фото со спектакля «Морской охотник»

Здесь с репертуаром было получше – Евгений Павлович играл Ванюшина в «Детях Ванюшина», Нарокова в «Талантах и поклонниках» и Санчо Пансу в «Человеке из Ламанчи». Но возникла другая проблема – Гончарову не нравилось, что Леонов пропускал спектакли из-за ролей в кино, а когда тот снялся в рекламе рыбы, он и вовсе потерял контроль над собой. В присутствии всей труппы худрук пустил по кругу шапку со словами: «Давайте скинемся деньгами Леонову, раз он так нуждается, что опустился до участия в рекламе». Евгений Павлович очень обиделся, хлопнул дверью и ушел в «Ленком» к Марку Захарову.

На сцене «Ленкома»

Там тоже не все складывалось гладко – Захаров был авторитарный режиссер, и не каждый артист мог с ним сработаться. Но для Леонова главным было находиться на сцене, чувствовать себя сопричастным к волшебному миру театра и получать отдачу от благодарной публики. В «Ленкоме» он сыграл Ламме Гудзака в «Тиле», Иванова в «Иванове», Вожака в «Оптимистической трагедии».

Евгений Леонов в роли молочника Тевье

За роль молочника Тевье в «Поминальной молитве» наш герой был отмечен Государственной премией, а работа над образом Подсудимого в спектакле «Диктатура совести» настолько перевернула душу актера, что он попал в больницу с инфарктом и две недели пролежал в коме. В этом был весь Леонов – он никогда не мог работать вполсилы и весь до остатка отдавался любимой профессии.

Нелепая история, стоившая Леонову места в Театре им. Маяковского

Здесь Евгений успел сыграть только три роли (самая знаменитая из них — купец Александр Ванюшин в драме “Дети Ванюшина”). Известный своим тяжелым характером Гончаров едва терпел его занятость в кинематографе, хотя сам пригласил на работу. Увидев Леонова по телевизору в рекламе рыбы, режиссер не стал себя сдерживать.

Программка Театра им. Маяковского “Дети Ванюшина”. Фото avito.ru

В присутствии всего актерского состава он язвительно заявил: “Видно, костлявая рука голода совсем задушила заслуженного артиста, давайте пустим шапку по кругу, чтобы он не пробавлялся рекламой.” Не стерпев публичного унижения, Евгений покинул театр. А сняться в рекламе нототении его упросил директор магазина “Океан”, куда актер частенько заходил за покупками. Он не умел отказывать людям, чем многие беззастенчиво пользовались.

Роли в кино

Дебютом Леонова в кино можно считать роль дворника в короткометражке о знаменитом советском клоуне Михаиле Румянцеве «Карандаш на льду» (1948).

Первая роль Евгения Леонова в кино («Карандаш на льду», 1948)

За ней последовал десяток незначительных работ, среди которых самой заметной стала роль Мишки Снегирева в картине «Дело Румянцева».

Кадр из фильма «Дело Румянцева»

Постепенно Евгений Павлович стал свыкаться с мыслью, что кино не для него, и с его внешними данными рассчитывать на заметные образы не приходится. Но роль дрессировщика в экс (1961) в корне изменила ситуацию – из малоизвестного актера второго плана 35-летний Леонов превратился в любимца всей страны.

Кадр из фильма «Полосатый рейс»

Сниматься с тиграми тет-а-тет Леонов, конечно, побаивался – у него уже были жена и маленький сын. Поэтому хищников ограждали стеклом. Но когда начали снимать сцену с купанием, стало ясно, что стекло сильно бликует, поэтому перегородку решили убрать, а актеру ничего говорить не стали. Так что испуг героя Леонова, когда он понимает, что к нему подкрался тигр, абсолютно искренний.

Евгений Леонов в фильме «Полосатый рейс»

Зрители были в восторге от забавного толстяка-буфетчика, выдававшего себя за бесстрашного укротителя тигров. Картина собрала рекордную сумму в прокате и стала кинематографическим событием года. Стало очевидно, что на небосклоне советского кинематографа взошла новая яркая звезда. Один за другим стали выходить фильмы, в которых Евгений Павлович представал в образах забавных чудаков, добродушных и трогательных. В «Джентльменах удачи» (1971) Георгий Данелия доверил ему сразу две роли – заведующего детским садом Трошкина и вора-рецидивиста по кличке Доцент.

В «Джентльменах удачи» леонов сыграл двух диаметрально противоположных героев

Актер блистательно справился с задумкой режиссера и на долгие годы стал одним из его самых любимых актеров. Штукатур Коля в «Афоне» (1975), фронтовик Иван Волохов в «Мимино» (1977), Иван Сергеевич Травкин в «Тридцать три» (1965), слесарь Харитонов в «Осеннем марафоне» (1979), сотрудник посольства в «Паспорте» (1990) и чатланин Уэф в антиутопии «Кин-дза-дза» (1986) – эти экранные образы Леонова запомнились зрителям не меньше, чем главные действующие лица.

Евгений Леонов и Георгий Данелия на съемках «Кин-дза-дзы»

Такой же популярностью и народной любовью пользовались и его персонажи в комедиях Эльдара Рязанова «Зигзаг удачи» (1968) и «О бедном гусаре замолвите слово» (1980).

Кадр из фильма «Зигзаг удачи»

Не стал исключением и Марк Захаров, который использовал в своих постановках не только комедийный дар Леонова, но и его мощный драматический талант. Он пригласил его сыграть короля в музыкальной драме «Обыкновенное чудо» (1978) и бургомистра в антиутопии «Убить дракона» (1988). Ну и, конечно, все отлично помнят Евгения Павловича в роли великовозрастного ученика школы рабочей молодежи, отца Нелли Ледневой в комедии «Большая перемена» (1978).

Кадр из фильма «Большая перемена»

Были у Леонова и другие работы – острые, пронзительные, характерные. К таким можно отнести образы казака Якова Шибалка в исторической драме Владимира Фетина «Донские повести» (1964), иллюзиониста Пашки в трагикомедии Александра Митты «Гори, гори, моя звезда» (1969), бывшего фронтовика Ивана Приходько в военной ленте «Белорусский вокзал» (1970), Андрея Григорьевича Сарафанова в психологической драме «Старший сын» (1975).

С Николаем Караченцовым в фильме «Старший сын»

Нельзя не упомянуть по фильм-притчу Данелия «Слёзы капали» (1982), интерпретацию старой сказки о проклятом зеркале. Разбившись, оно разлетелось на множество осколков, и каждый человек, в чей глаз угодит такой осколок, теряет все доброе, что было в его душе. Вот и герой Леонова, добрый муж и отец, инициативный и понимающий начальник и просто хороший человек, становится мелочным чинушей-буквоедом. Портрет на фоне: Евгений Леонов | Леонид Парфенов (1992) Леонов снимался в кино практически до последних дней своей жизни – после развала Союза он, как многие его коллеги-артисты, очень боялся остаться не удел. Евгений Павлович не всегда был доволен качеством предлагаемых ролей, но полностью отдавал себе отчет, что время уходит, здоровье подводит и выбирать не приходится. Его последними картинами стали «Американский дедушка» (1993) и «Сыскное бюро „Феликс“» (1993). Хотя они и вышли на экраны еще при жизни актера, он их ни разу не смотрел, понимая, что лучшие роли остались в далеком прошлом.

«Американский дедушка» – одна из последних работ Леонова

Нельзя не упомянуть еще одну грань таланта нашего героя – озвучивание мультфильмов. Самый известный персонаж, которому актер подарил свой голос – всеми любимый Винни-Пух, а всего Леонов озвучил три десятка советских анимационных фильмов. Евгений Леонов в киножурнале «Фитиль» Евгений Павлович также озвучивал многих персонажей сатирического киножурнала «Фитиль» и сам появлялся в его выпусках в образах управдома, клиента вытрезвителя, нерадивого маляра и участкового милиционера.

Большие перемены

Появление в кино совпало у Леонова с трудоустройством в театр. С 1947 года он играет сначала в массовках, а затем снимается в эпизодах фильмов «Счастливый рейс», «Карандаш на льду», «Спортивная честь», «Морской охотник». Первые серьезные роли прославленный актер сыграл в середине 50-х годов. Тогда на экраны страны вышли два замечательных фильма —драма с криминальным оттенком «Дело Румянцева» и приключенческая лента «Дорога».

Всенародная любовь пришла к актеру в 1961 году после съемок в комедии В. Фетина «Полосатый рейс». Роль непритязательного буфетчика Шулейкина, который выдавал себя за дрессировщика, удалась Евгению Павловичу на славу. Он сумел создать этот трогательный образ простодушного и несколько наивного героя, не побоявшись сняться в обнаженном виде. Для советского кино это был очень смелый шаг, о котором позднее актер неоднократно вспоминал: «Я первым показал свой мощный зад советскому народу». «Полосатый рейс» стал лидером советского проката с 32 млн просмотров.

После этого Леонову стали предлагать множество ролей, многие из которых были откровенно проходными. Среди прочих киноработ выделяется фильм «Донская повесть», сценарий к которому был написал В. Фелиным. Здесь актер предстал в образе казака Якова Шибалка, в тяжелых раздумьях принявшего революцию. Успевший полюбиться публике как комический артист, Евгений Павлович прекрасно исполнил драматическую роль, за которую был удостоен премии Всесоюзного фестиваля в Киеве и Международного фестиваля в Нью-Дели.

В фильме «Тридцать три» Леонов создал трагикомический образ Ивана Травкина. По поводу роли в этой ленте актеру написал И. Ильинский, который говорил, что никогда не видел такого совершенно смешного и одновременно острого кино. Наверное, поэтому картина была запрещена и почти 20 лет пролежала на полке. Как говорил сам актер, фильм особенно не понравился военным медикам и космонавтам. В 1969 году вышел в свет «Зигзаг удачи» Э. Рязанова, где зрители увидели любимого актера в роли Володи Орешникова, выигравшего крупную сумму в лотерею. Из-за недовольства профсоюзов фильм вышел ограниченным тиражом без всякой рекламной поддержки. Кроме того, в этот период Леонов успел сняться в ряде заметных картин: «Фокусник», «Снежная королева», «Зареченские женихи», «Виренея».

Личная жизнь Евгения Леонова

Леонов всегда был добрым и отзывчивым человеком, непревзойденным шутником и рассказчиком. А вот в отношениях с женщинами он вел себя очень скованно, жутко стеснялся и комплексовал. До тридцати лет у него не было ни одного серьезного романа, но встретив свою будущую жену, актер сразу понял, что именно с этой женщиной хочет идти рука об руку всю жизнь. Со студенткой музыкально-педагогического училища Вандой Стойловой Евгений познакомился в 1957 году на гастролях театра Станиславского в Свердловске. После спектакля он с другом-актером вышел прогуляться по городу, им повстречались две симпатичные девушки. Приятель был посмелее и завел разговор с прекрасными незнакомками, пригласив их составить компанию двум одиноким юношам. Смущенный Леонов по обыкновению стоял в сторонке, боясь произнести хоть слово. Такая скромность произвела впечатление на одну из девушек – Ванду.

Евгений Леонов и его жена Ванда

На следующий день они уже вместе бродили по городу, взявшись за руки. Евгений читал стихи, рассказывал истории из артистической жизни – от его былой стеснительности не осталась и следа. Вернувшись в Москву, он каждый день звонил любимой и уговаривал ее приехать. Несмотря на протесты родителей, которые считали профессию актера несерьезной и были не в восторге от будущего зятя, Ванда все же настояла на своем и уехала в Москву. В ноябре того же года влюбленные поженились, а через два года на свет появился их сын Андрей (15.06.1959).

Евгений Леонов с сыном

Леонов души не чаял в жене и сыне – он работал, как каторжный, чтобы обеспечить им достойную жизнь. Благодаря его стараниям семья никогда ни в чем не нуждалась, жила в трехкомнатной квартире, имела дачу в Подмосковье и «Волгу-21». У Ванды всегда были лучшие наряды, французские духи и изысканные украшения, на которые супруг никогда не жалел денег. Она окончила ГИТИС и получила диплом театроведа, много лет проработала в литературном отделе театра «Ленком».

Семья Евгения Леонова

Андрей пошел по стопам отца и тоже стал актером – впервые на экране он появился в тринадцать лет в картине «Гонщики», где также участвовал Леонов-старший. Позже отец и сын играли вместе на сцене театра «Ленком» в спектакле по пьесе польского драматурга Веслава Мысливського «Вор». После смерти отца Андрей остался в «Ленкоме» и стал одним из ведущих артистов театра. В его творческой копилке больше пятидесяти театральных и кинематографических работ, самая известная из которых – Сергей Алексеевич Васнецов, глава семьи в популярном телевизионном сериале «Папины дочки».

Андрей Леонов сейчас

Внешне Андрей очень похож на своего знаменитого отца, чем воспользовались создатели биографического сериала о легендарной советской дрессировщице Маргарите Назаровой, игравшей в «Полосатом рейсе». Своего первого сына он назвал Евгением в честь знаменитого деда; внук Леонова окончил Стокгольмский театральный университет, живет в Швеции. Во втором браке с Анастасией Тарасовой у Леонова-младшего подрастают сын Михаил и дочь Анна.

Евгений (внук) и Андрей Леоновы

Фильмография

  • 1955 – «Дело Румянцева»
  • 1957 – «Улица полна неожиданностей»
  • 1961 – «Полосатый рейс»
  • 1964 – «Донская повесть»
  • 1968 – «Зигзаг удачи»
  • 1970 – «Белорусский вокзал»
  • 1971 – «Джентльмены удачи»
  • 1976 – «Легенда о Тиле»
  • 1978 – «Обыкновенное чудо»
  • 1980 – «За спичками»
  • 1980 – «О бедном гусаре замолвите слово»
  • 1984 – «Время и семья Конвей»
  • 1986 – «Кин-дза-дза!»
  • 1988 – «Убить дракона»
  • 1993 – «Американский дедушка»

Последние годы и смерть

После развала Советского Союза страна погрузилась в нищету и хаос, что не могло не отразиться и на людях искусства. Деньги на серьезные фильмы не выделялись, в моду вошли низкобюджетные криминальные сериалы, в которых Леонов не видел себе применения. Единственной отдушиной для актера оставался «Ленком», на сцене которого с неизменными аншлагами шла «Поминальная молитва» с его участием. Сценарий этого спектакля был написан Марком Захаровым и Григорием Гориным на основе произведений еврейского писателя Шолом-Алейхема. Роль молочника Тевье изначально предназначалась Леонову и стала для него серьезным душевным испытанием. Погружение в материал обернулось для Евгения Павловича сильнейшим эмоциональным стрессом, с которым его изношенное больное сердце справлялось с большим трудом.

Евгений Леонов в последние годы жизни

В 1988 на гастролях в Гамбурге у актера случился обширный инфаркт, который вызвал клиническую смерть. Сердце удалось запустить, но 28 дней Леонов пролежал в коме в немецкой клинике, после чего ему сделали сложнейшую операцию по аортокоронарному шунтированию. В то время в России не проводили операций такого уровня (первую сделали в 1996 году Борису Ельцину), поэтому актеру невероятно повезло, что сердечный приступ случился у него именно в Германии. Реабилитация прошла успешно, рядом находились жена и сын, и через четыре месяца Евгений Павлович вернулся на сцену.

Леонов с болью наблюдал за происходящими событиями: грабительская Павловская реформа и последовавшее за ней массовое обнищание народа, отсутствие достойной работы, постоянная задержка зарплаты. В то время новые хозяева жизни любили «заказывать» на свои банкеты известных артистов, и Леонову тоже приходилось в этом участвовать. Один раз он даже согласился быть Дедом Морозом на новогоднем празднике для богатых русских эмигрантов, который проходил в Майами. Несмотря на больное сердце, актер решился на сложный трансатлантический перелет и всю ночь развлекал пьяную публику. Эта поездка стала болезненным ударом по его самолюбию, после которого он долго не мог оправиться.

Евгений Леонов в рекламе телевизора (1993 год) На роль в комедии «Американский дедушка» Леонов согласился только ради гонорара – после выхода картины на экран он даже ни разу ее не посмотрел. В то время многие заслуженные и народные артисты снимались в подобного рода фильмах, и наш герой не стал исключением.

29 января 1994 года – обычный день, мало отличавшийся от предыдущих. Вечером должен был состояться спектакль «Поминальная молитва», и Леонов не спеша собирался в театр, настраиваясь на роль и прокручивая ее у себя в голове. Внезапно он сильно закашлялся и упал. Супруга тут же вызвала карету скорой помощи, но спасти актера на этот раз не удалось – у него оторвался тромб. Евгений Павлович умер практически мгновенно, и его внезапная смерть стала огромным потрясением для родных, коллег и миллионов почитателей его таланта. Спектакль был отменен, но никто из зрителей не обратился в кассу за возвратом денег. Наоборот, ошеломленные трагическим известием люди не расходилась до поздней ночи, а у входа в «Ленком» появились цветы и зажженные свечи.

Евгений Леонов. Прощание 1 февраля 1994 состоялось прощание с артистом – в центре Москвы в тот день на несколько часов было перекрыто автомобильное движение, а по Малой Дмитровке в сторону «Ленкома» шел нескончаемый поток людей. Гроб установили на фоне декораций спектакля «Поминальная молитва», в котором Леонов играл последние пять лет. На прощальной панихиде выступали коллеги-актеры, режиссеры и театральные деятели, а Александр Абдулов был подавлен, будто потерял родного отца. Со свои лучшим учеником пришел проститься и Андрей Гончаров, который в свое время много «попил крови» у Леонова и часто обижал актера, порой совершенно незаслуженно.

Могила Евгения Леонова

Отпевали актера в храме Успения пресвятой Богородицы в Путинках, который находится рядом с «Ленкомом». Похоронен Леонов на Новодевичьем кладбище, на стене его доме на Комсомольском проспекте висит мемориальная доска.

Где похоронен

Рисунок 1. Захоронение

В день смерти Евгений Леонов должен был играть в спектакле «Поминальная молитва». Ни один билет сдан не был, люди, взяв свечи в ближайшем храме, стояли весь вечер у театра.

На похороны собралось большое количество людей. Прощание проходило в Ленкоме, к которому желающие проститься шли от самого Садового кольца в течение четырех часов. Похоронили актера на Новодевичьем кладбище.

Январь 1994 г. был скорбным для Ленкома. Один за другим уходили из жизни комендант театра Ю. Машков, старший билетер Нина Новикова, электрик театра и бывший «чернобылец-ликвидатор» А. Курносов. Последним в этом списке оказался Евгений Леонов.

12.11.2002 г. на доме, где проживал Леонов (3я Фрунзенская улица, дом №14), открыли мемориальную доску. На церемонии открытия были самые близкие Евгения Леонова и руководитель Московского театра им. Ленинского комсомола М. Захаров.

Память

В 2001 году Мосфильмовской улице был установлен памятник Леонову, где он запечатлен в образе заведующего детсадом Трошкина. В 2015 бронзовую скульптуру похитили с постамента и продали на металлолом. В том же году власти столицы восстановили памятник, и сейчас он красуется на том же месте.

Памятник Леонову на Мосфильмовской улице

В центре Тбилиси, возле станции метро «Авлабари» тоже установлен памятник актеру. Его автор – Зураб Церетели. Леонов изображен в компании Георгия Данелия и Фрунзика Мкртчяна. А в Ярославле есть памятник штукатуру Коле, экранному персонажу Евгения Павловича из комедии «Афоня».

Памятник по мотивам фильма «Афоня» в Ярославле

Ссылка на основную публикацию
Похожее