Россия, Омск, Осоавиахимовская
Телефон:
+7 (908) 807-77- Показать номер
Пн-пт: 09:00—18:00
whatsapp telegram vk email

История любви Антона Чехова и Ольги Книппер: «Эти мучительные 6 лет остались для меня светом и красотой жизни»

«Дайте мне такую жену, которая, как луна, будет являться на моём небе не каждый день», — просил Антон Чехов в письмах другу.

Судьба исполнила его мечту: Ольга Книппер появилась в жизни писателя, став последней главой в его биографии — на момент первой встречи прозаик уже был смертельно болен чахоткой, а через 6 лет скончался.

Но даже если появлялась актриса светила в мирке врача лишь иногда, то в мыслях была постоянно.

Биография

Биография этой талантливой женщины знаменита как благодаря профессиональным достижениям, так и личной жизни. Имя и фотопортреты актрисы Ольги Книппер-Чеховой в начале XX века были украшением афиш знаменитого Московского художественного театра, на сцене которого она блистала вместе с великим Константином Станиславским. В самом начале карьеры она встретила свою большую и единственную любовь – писателя Антона Чехова, их роман скрасил последние годы гения.

Лика Мизинова

Лику Мизинову многие называют музой писателя. Сам Чехов легко поддался увлечению, т.к. Лика была достаточно привлекательной женщиной. Они показывались вместе в гостях, посещали выставки, концерты. Писателя было не узнать. Чехов блистал остроумием, находился на пике своих творческих возможностей. Но это была в понятии Чехова не любовь, а простая влюбленность, хотя отношения продлились около 10 лет.

А Лика была беззаветно влюблена в писателя. Сам же Антон Чехов не собирался делать официальное предложение. Пытаясь добиться от Чехова действий, она флиртовала с другими мужчинами, забрасывала его письмами. Писателя эти отношения стали уже тяготить. И самой девушке все надоело, и она прекратила отношения с Чеховым.

Детство и юность

Ольга Книппер родилась 21 сентября 1868 года в городе Глазове Вятской губернии. Отец Леонард Книппер – обрусевший эльзасский немец, уроженец Пруссии, работал инженером-технологом на винокуренном заводе. Мать Анна Ивановна Зальца – музыкант, обладала прекрасным голосом и виртуозно играла на фортепиано.

Пара воспитала троих детей – Константина, Ольгу и Владимира. В 1871 году семья Книппер переехала в Москву. Дети благодаря матери росли в творческой атмосфере: к праздникам неизменно готовили музыкальные спектакли, сами шили костюмы, рисовали декорации, разучивали песни и выступали.

View this post on Instagram

A post shared by Антон Павлович Чехов (@apchekhov) on Dec 15, 2016 at 12:03pm PST

Ольга Леонардовна Книппер
Так родилась в юной Ольге тяга к артистической деятельности, но отец мечтал о дочери-художнице и всячески поощрял ее занятия живописью. Также Ольга с детства изучала иностранные языки, в совершенстве владела английским, французским и немецким. Но работать девушке не пришлось. По окончании частной женской гимназии она долгое время «жила барышней».

Все изменила смерть отца в 1894 году. Материальное положение семьи резко ухудшилось. Тут пригодилось музыкальное образование Анны Ивановны, она давала частные уроки, а через некоторое время стала профессором пения при школе Филармонического училища. Ольга и Владимир как могли помогали матери. Константин в то время служил на Кавказе.

Двойная фамилия

В годы Гражданской войны положение МХТа было сложным. Чтобы сохранить театр, труппа артистов принимает решение отправиться на гастроли в Европу.

В большинстве заграничных городов спектакли пользовались успехом у зрителей, и только в Болгарии дела складывались неважно. Тогда артисты приняли решение: для солидности на афишах добавить к фамилии Книппер приставку «Чехова». Этим интересным решением они сумели привлечь внимание публики, а за актрисой укрепилась двойная фамилия.

Театр

Мечтая об актерской карьере, Ольга дважды пыталась получить профессиональное образование. В первый раз девушка пробовала силы в студии актера и педагога Александра Ленского, но тот не разглядел в студентке будущую актрису. Вторая попытка тоже был неудачной: в 1895 году ее приняли в драматическую школу-студию Императорского Малого театра, но отчислили после первого несданного экзамена.

'Василий Качалов и Ольга Книппер-Чехова в спектакле
Василий Качалов и Ольга Книппер-Чехова в спектакле «Гамлет» / Википедия

Как потом выяснилось, «отчисление» было подстроено: на место Ольги взяли протеже некой высокопоставленной персоны. Это событие девушка очень тяжело переживала, и судьба, будто сжалившись, посылает артистке удачу. В том же году она поступает в драматическую школу при Московском филармоническом училище (ныне ГИТИС). Сокурсниками Ольги Книппер стали Всеволод Мейерхольд, Иван Москвин, Мария Германова и другие будущие звезды МХТ.

Наставником молодых дарований стал выдающий театральный деятель и драматург Владимир Немирович-Данченко. Он первым выпестовал талант своей студентки, и в 1898 году, после выпуска группы, он приглашает Ольгу в созданную им труппу Московского художественного театра. Более того, в первом спектакле МХТ «Царь Федор Иоаннович» по пьесе Алексея Толстого Ольге отведена главная роль – царицы Ирины. Дебютантка имела невероятный успех, и очередная главная роль оказалась не за горами.

View this post on Instagram

A post shared by Театральный музей Бахрушина (@bakhrushin.gctm) on Sep 21, 2021 at 7:29am PDT

Ольга Книппер-Чехова в роли царицы Ирины
В том же году труппа стала репетировать чеховскую «Чайку», в этой постановке Ольга Леонардовна получила роль Аркадиной. Треплева сыграл Мейерхольд, а Тригорина – Станиславский. Премьера спектакля состоялась под Новый год, и это был настоящий триумф, зал аплодировал игре актеров стоя. Вскоре «Чайка» стала легендарной визитной карточкой МХТ.

Антон Павлович после провальной премьеры «Чайки» в столичном Александринском театре не верил в успех московской постановки, но все же побывал на спектакле и был очарован игрой главной героини. Это впечатление и легло в основу их удивительной истории любви и последующего брака.

View this post on Instagram

A post shared by Антикварные книги Abelbooks (@abelbooks) on Sep 18, 2021 at 11:18pm PDT

Константин Станиславский и Ольга Книппер-Чехова в спектакле «Чайка»
Однако, даже связав свою судьбу с писателем, Ольга Леонардовна не уединилась с ним, уже тяжелобольным, в Ялте, а продолжала играть на сцене любимого театра. После успеха «Чайки» чеховские пьесы стали традиционными для сцены МХТ. «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад», «Иванов» – во всех этих постановках Ольга Книппер блистала в главных ролях.

«Я не умею идти к роли от каких-то внешних черт, от внешней харaктерности, создавать роль с помощью одной техники… Пока в душе у меня что-то не родится, теплота какая-то человеческая не появится — играть не могу. Это я называю “тайным браком” с образом», — писала она в своих воспоминаниях.

Ольга Книппер-Чехова в спектакле «На дне» / История России до 1917 года
После смерти Антона Павловича актриса на долгое время уединилась, но, когда вновь вышла на сцену, ее игра преобразилась, став еще более глубокой и филигранной. В репертуаре Книппер появились новые роли и постановки. Артистка играла в гоголевском «Ревизоре», комедиях Александра Грибоедова и Мольера «Горе от ума» и «Мнимый больной», драмах Генрика Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся» и Максима Горького «На дне» и многих других.

С наступлением революционных событий труппа МХТ уезжает на гастроли. С 1919 по 1922 годы Ольга Леонардовна с коллективом объездила южные города России, а также Европу и США. Отчасти эти творческие скитания были вынужденными – в родной стране шла Гражданская война, и артисты не имели возможности вернуться и работать как прежде.

Именно в этих поездках и родилась двойная фамилия артистки – Книппер-Чехова. По легенде, в хорватском Загребе, чтобы повысить интерес к выступлениям труппы, в афише решили написать Книппер-Чехова, упомянув фамилию знаменитого мужа актрисы. И трюк сработал – зрителей в зале было хоть отбавляй.

View this post on Instagram

A post shared by Антон Павлович Чехов (@apchekhov) on Oct 21, 2016 at 3:33pm PDT

Ольга Книппер-Чехова
В Москву Ольга Леонардовна вернулась только в 1924 году. Но с этого момента ее репертуар уже не столь обширен, как прежде. Многие чеховские и другие классические спектакли убрали, к тому же в театр пришли молодые актрисы, которые заняли роли, закрепленные ранее за примой. Для артистки наступил период возрастных ролей: Хлестова в «Горе от ума», Надежда Львовна в «Бронепоезде 14-69», леди Маркби в «Идеальном муже», графиня Чарская в «Воскресении».

В 1937 году Ольга Леонардовна получила Государственную премию и звание народной артистки. Но то были награды за прошлые заслуги. В советском театре для бывшей примы не было ролей, она неуютно чувствовала себя в образах волевых, героических женщин и все реже появлялась на сцене родного театра. В последний раз актриса вышла на любимые подмостки в 1950 году в постановке «Воскресение».

Чеховские женщины Ольги Книппер

Ольга Книппер-Чехова. Фотография: chtoby-pomnili.net

Ольга Книппер-Чехова c супругом Антоном Чеховым. Фотография: histrf.ru

Ольга Книппер-Чехова. Фотография: chtoby-pomnili.net

После триумфа «Чайки» отношения между писателем и актрисой стали более доверительными. Весной 1899 года Чехов посетил дом Книппер, затем с ответным визитом она приехала в небольшое подмосковное имение литератора в Мелихове. С лета того же года они начали вести переписку. Между ними завязался роман. Весной 1901 года Антон Чехов сделал предложение Ольге Книппер, но с одним условием: «Никакой пышной свадьбы я не хочу — а то придется стоять с бокалами в руках и постными лицами». Летом того же года они обвенчались.

Однако быть вместе они не могли: из-за болезни Чехову пришлось уехать на Юг, в Ялту, Книппер осталась в Москве. Супруги встречались урывками. Их отношения напоминали скорее эпистолярный роман — каждый из них написал другому более четырехсот писем. Недоброжелатели укоряли Книппер, что она не последовала за мужем. Чехов же успокаивал ее: «Если мы теперь не вместе, то виноваты в этом не я и не ты, а бес, вложивший в меня бацилл, а в тебя любовь к искусству».

В то время в театре Книппер была занята во всех чеховских пьесах: она играла Елену Андреевну в «Дяде Ване», Машу в «Трех сестрах», Раневскую в «Вишневом саде».

Ольга Книппер-Чехова в роли Раневской в пьесе Антона Чехова «Вишневый сад», 1904. Фотография: infourok.ru

Ольга Книппер-Чехова и Константин Станиславский в пьесе Антона Чехова «Чайка», 1900-е. Фотография: chehov-lit.ru

Ольга Книппер-Чехова в роли Маши в пьесе Антона Чехова «Три сестры», 1901. Фотография: apchekhov.ru

Брак продлился всего три года. Весной 1904 года состояние здоровья писателя ухудшилось, и Ольга Книппер отвезла его в немецкий курортный город Баденвайлер. В июле 1904 года Чехов умер. Чтобы близкие и поклонники простились с писателем, Ольга Книппер повезла тело мужа в вагоне-холодильнике, в котором обычно перевозили устрицы. Общество вновь нашло повод упрекнуть вдову. «Антон Павлович, которого коробило все пошлое и вульгарное, был привезен в вагоне «для перевозки свежих устриц». В этом вагоне — именно та пошлость русской жизни, та некультурность ее, которая всегда так возмущала покойного», — писал Максим Горький.

Да, эти шесть лет, что я его знала, были мучительны, полны надрыва из-за сложившейся так жизни. И все же эти годы были полны такого интереса, такого значения, такой насыщенности, что казались красотой жизни. Ведь я не девочкой шла за него, это не был для меня мужчина, — я была поражена им как необыкновенным человеком, всей его личностью, его внутренним миром — ох, трудно писать все это… Эти мучительные шесть лет остались для меня светом и правдой и красотой жизни.

Ольга Книппер

После смерти Чехова Ольга Книппер исчезла из театра на несколько месяцев. А по возвращении взялась за работу с еще большим рвением. По словам современников, роли, исполненные Книппер, стали более характерными, а игра актрисы — глубже. Театральный мемуарист Вадим Шверубович писал: «Видеть и слышать это было гораздо больше, чем театральное впечатление, — это было прозрение, озарение, счастье от возможности проникнуть в чужую душу. Это, конечно, не было актерским искусством, это было чем-то неизмеримо большим… Она даже физически менялась — ее сущность входила, вмещалась в плоть другого человека».

Помимо спектаклей по пьесам мужа, Ольга Книппер играла в других постановках. Она исполняла роль графини-внучки в «Горе от ума» Александра Грибоедова, Терезиты в спектакле «Драма жизни» Кнута Гамсуна и Анны Андреевны в спектакле «Ревизор» Николая Гоголя. Была задействована в спектаклях «Мнимый больной» Мольера, «Когда мы, мертвые, пробуждаемся» Генрика Ибсена, «Одинокие» Герхарта Гауптмана.

Ольга Книппер-Чехова в роли Ирины в пьесе Алексея Толстого «Царь Федор Иоаннович», 1898. Фотография: theatrologia.su

Ольга Книппер-Чехова в роли Белины в пьесе Жана Мольера «Мнимый больной», 1900-е. Фотография: fanread.ru

Ольга Книппер-Чехова и Василий Качалов в пьесе Максима Горького «На дне», 1902. Фотография: visualrian ru

Личная жизнь

Хотя знакомство театральной примы МХТ и выдающегося литератора произошло на репетициях спектакля «Чайка», Чехов еще раньше увидел Ольгу в постановке «Царь Федор Иоаннович» в роли царицы Ирины. О своем впечатлении от актрисы он писал своему издателю:

«Ирина, по-моему, великолепна. Голос, благородство, задушевность — так хорошо, что даже в горле чешется… Если бы я остался в Москве, то влюбился бы в эту Ирину».

View this post on Instagram

A post shared by Пушкин и Чехов в Крыму (@crimean_literary_museum) on Jul 20, 2021 at 4:38am PDT

Ольга Книппер-Чехова и Антон Чехов
Более близко Ольга и Антон Павлович стали общаться после премьеры «Чайки» в 1899-м. В том году писатель посетил дом актрисы, а она в свою очередь побывала в его имении в Мелихове. Затем, находясь на расстоянии, пара стала переписываться. Эпистолярный роман перерос в предложение руки и сердца. В 1901 году Чехов и Книппер обвенчались. Для обоих это был первый брак. В юности у Ольги был только один роман – с известным русским инженером Владимиром Шуховым.

Однако и после венчания супруги виделись урывками. Его болезнь требовала постоянного нахождения в тепле – на юге, а ее призвание тянуло на московскую сцену. Однако сам Чехов никогда не винил ее в этом и как мог успокаивал жену в своих теплых и трогательных письмах:

«Ты рассуди как следует: если бы ты жила со мной в Ялте всю зиму, то жизнь твоя была бы испорченной, и я чувствовал бы угрызения совести, что едва ли лучше. Я ведь знал, что женюсь на актрисе, то есть, когда женился, ясно сознавал, что зимами ты будешь жить в Москве».

Портрет Ольги Книппер-Чеховой. Художник Сергей Малютин / Советские художники
Письма были единственным средством связи между влюбленными. Именно их любовная переписка, наряду с литературным творчеством, считается бесценным наследием писателя. Тем не менее в свете осуждали поведение Книппер и даже приписывали ей несуществующие измены знаменитому мужу. Особенно усилилось неприятие жены Антона Чехова после его смерти в 1904 году.

Женщина сумела пережить это отношение, а вскоре и завоевала уважение тем, что до последнего оставалась верной памяти боготворимого ею Антона Павловича. Замуж женщина больше не вышла и остаток дней провела в уединении.

Елена Шаврова

Знакомство Шавровой и Чехова состоялось в те времена, когда девушке едва исполнилось 15 лет. Она мечтала стать писательницей и принесла уже состоявшемуся автору на рецензию свой рассказ. Она влюбилась в него с первого взгляда. В это время сам Антон Чехов был сильно увлечен Ликой Мизиновой и на молодую девушку не обратил никакого внимания.

Елена понимала всю бесплодность своих попыток более близкого знакомства с Чеховым. Единственным выходом из положения было выйти замуж и покинуть Москву, что она и сделала. Следующая встреча состоялась уже через 8 лет, когда она вновь приехала в столицу. Лишь через годы у них состоялся роман. Некоторое время они тесно общались, но потом их пути вновь разошлись, т. к. у Шавровой была семья.

Возвращение в страну Советов

Заграничные гастроли закончились, и в 1924 году прима вернулась в столицу.

Ее положение в театре теперь было не столь радужным и успешным, как раньше. Из репертуара сняты многие чеховские пьесы, в которых Ольга Леонардовна исполняла ведущие роли, а на новые классические произведения режиссеры приглашали молодых актрис.

Несмотря на то, что работа уже не доставляла полного удовлетворения, Книппер не могла попрощаться с храмом искусства, которому была верна на протяжении многих лет.

Последние годы жизни

В советском театре актрисе предлагались в основном возрастные роли. Да и их с каждым сезоном становилось заметно меньше. Стареющая прима понимала, что ее время уходит, но старалась не падать духом и играть для любимого зрителя.

Последний раз она вышла на сцену 15 марта 1950 года. Последние годы доживала в одиночестве.

О. Л. Книппер ушла из жизни в Москве 22 марта 1959 года. Похоронена рядом с мужем, на Новодевичьем кладбище.

Ссылка на основную публикацию
Похожее