Россия, Омск, Осоавиахимовская
Телефон:
+7 (908) 807-77- Показать номер
Пн-пт: 09:00—18:00
whatsapp telegram vk email

«Меня пора кормить!» Почему Рина Зеленая закончила дни в Доме престарелых

Рина Зеленая родилась в Ташкенте 7 ноября (25 октября по старому стилю) 1901 года и оказалась вторым ребенком в семье: у Екатерины были старший брат Иван и младшая сестра Зинаида. Вообще, семейство Зеленых считалось необычным – в доме совершенно отсутствовала любовь, как между супругами, так и в отношении к детям.

В Ташкенте девочка ходила в реальное училище, но когда отца перевели работать в Москву, будущую актрису записали в престижную гимназию фон Дервиза. Там Екатерина быстро привлекла внимание других школьников собственным необычным поведением — лазила по деревьям, заскакивала на подножку трамвая, шумела и вела себя как маленькая разбойница.

После школы Зеленая поступила в Московское театральное училище, правда, как уверяла актриса, – случайно. Просто увидела объявление о наборе, зашла и прочитала без подготовки драматическое стихотворение. Но чем дальше девушка читала, тем громче смеялась приемная комиссия – уже тогда у Рины Зеленой проявилась неповторимая мимика и манера речи.

Первой профессиональной сценой для актрисы стал любительский театр «Крот» в Одессе. Кстати, именно в этом заведении артистка сократила имя Екатерина, которое не влезало на афишу, до 4-х последних букв и стала Риной Зеленой. Также актриса много выступала на эстраде и радио, где декламировала стихотворения и рассказы для детей. Во время войны Рина Зеленая ездила вместе с фронтовыми бригадами артистов и выступала перед бойцами, за что после освобождения страны из оккупации была награждена орденом Красной Звезды.

В Москве Рина Зеленая работала в театре «Не рыдай», который нашла случайно. Затем актриса устроилась в петроградский «Балаганчик», а после — в московский Театр Сатиры, где проработала четыре года и перешла в Театр обозрений при Доме печати (который впоследствии получил название Театра эстрады и миниатюр). Сегодня поклонники творчества актрисы нередко думают, что Рина Зеленая играла и в знаменитом «Ленкоме», но это не так.

Детские годы

7 ноября 1901 года в городе Ташкенте в семье Василия Ивановича и Надежды Фёдоровны Зелёных родился третий ребёнок – дочь Катя.

Город детства она запомнила небольшим и одноэтажным, где повсюду росли тополя и акации, а по улицам были уложены кирпичные тротуары, по которым с утра до вечера сновали маленькие ишаки, иногда проходили караваны верблюдов.

Семью нельзя было назвать дружной, каждый жил сам по себе. Отец занимал незначительную должность на государственной службе, был педантом и аккуратистом, экономил каждый грош своей скромной зарплаты. Его внешние данные – очки, усы, борода – не вызывали симпатии даже у супруги, которую в шестнадцатилетнем возрасте отдали замуж за человека, намного старшего от неё.

Мама была очень легкомысленной женщиной. Это качество поражало даже близких знакомых: любую вещь в доме она с лёгкостью могла отдать первому встречному. Мать считала, что делает добро, однако было оно крайне бессмысленным. Иногда во двор захаживал продавец пирожных, через плечо на толстом ремне у него висела стеклянная витрина, в ней красовались воздушные разноцветные и весьма соблазнительные лакомства. Выходила из дома мама и разрешала всем детям взять по одному пирожному. Потом оказывалось, что деньги она добыла у старьёвщика, продав ему пальтишки младших дочерей. Дети кушали лёгкие кремовые десерты, облизывая пальцы, но в зиму оставались без верхней одежды.

А в остальном семья жила, как и все вокруг, в доме даже был музыкальный инструмент, на котором училась играть старшая сестра Муся. К ней на дом приходила преподавательница, но иногда Муся могла сбежать с занятий, и тогда, чтобы оплаченный урок не пропадал, за инструмент усаживали Катю. Муся вообще была далека от младших детей. К шестнадцати годам у неё появились кавалеры, она постоянно вертелась возле зеркала-трельяжа, к которому строго запрещала подходить сёстрам Кате и Зине.

Брат Иван вообще был личностью загадочной и непостижимой. Мама нанимала гувернантку-немку, но как только она входила в дверь, Иван выпрыгивал в окно, бежал на речку и возвращался только под утро, с ног до головы обвешанный змеями. Отец часто порол его, боясь, что парня выгонят из реального училища.

У Кати была ещё младшая сестра Зина. Когда старшие пропадали из дома (Муся уходила гулять с подружками, а Иван на рыбалку), эти две девчонки вертелись у всех под ногами, словно шаловливые котята. Катя на правах старшей частенько эксплуатировала добрую и кроткую Зину, а та беспрекословно выполняла задания типа: «Отнеси-принеси, подай-убери, приди-уйди».

Учёба

Екатерина начала учиться в Ташкенте в реальном училище. Но в скором времени отец получил новое назначение, и семья переехала в Москву. Здесь Василий Иванович постарался и определил дочь на учёбу в дорогое заведение, где занимались девочки из состоятельных семей. Это была гимназия русского предпринимателя и мецената фон Дервиза.

Среди холёных богатых девочек Катя резко выделялась. Во-первых, приехала из какого-то Ташкента. Во-вторых, со смешной фамилией – Зелёная. В-третьих, одежда у неё была самая дешёвая. Да и вела она себя по-мальчишечьи: вечно разорванная юбка из-за того, что могла на дерево залезть или впрыгнуть на ходу в трамвай. Тем не менее училась она хорошо, почти отлично.

Когда Кате было двенадцать лет, началась Первая мировая война. Немцы теперь были врагами, и она вместе с остальными девочками отказалась в гимназии изучать немецкий язык. А вот уроки рукоделия Зелёная бойкотировала в одиночку. Это занятие ей совсем не нравилось, когда все девочки вышивали, она читала им книжки вслух. Когда произошла революция, строгие порядки в гимназии и вовсе сошли на «нет», девушки дерзили классным дамам, убегали с занятий, но документ о среднем образовании всё-таки получили.

В 1918 году главу семьи Зелёных перевели в Одессу. Спустя некоторое время мать с младшими Катей и Зиной поехала к мужу, но по приезде оказалось, что их там никто не ждал, у папы уже была новая жена. Чтобы были средства на съём жилья, покупку дров и провианта, Екатерина решила искать работу. На одной из одесских улиц она прочитала объявление о наборе в театральную школу. Девушка отправилась по указанному адресу, прочитала перед комиссией стихотворение, рассмешив их до слёз, и была принята на учёбу.

Студентов часто задействовали в массовках, и там они жадно впитывали всё, чему могли их научить профессиональные актёры. Наизусть знали все роли из пьес, изучали обычаи и суеверия, научились разыгрывать друг друга, быстро креститься перед выходом на сцену и обязательно садиться сверху на упавший листок с ролью.

В 1919 году Катя окончила театральное училище и начала свой долгий путь в мире искусства.

Биография

Рина Зеленая — советская актриса театра и кино, знакомая телезрителям как миссис Хадсон в «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона» и Черепаха Тортилла в «Приключениях Буратино».

Рина Зеленая родилась в Ташкенте 7 ноября (25 октября по старому стилю) 1901 года и оказалась вторым ребенком в семье: у Екатерины были старший брат Иван и младшая сестра Зинаида. Вообще, семейство Зеленых считалось необычным – в доме совершенно отсутствовала любовь, как между супругами, так и в отношении к детям.

Актриса Рина Зеленая

В Ташкенте девочка ходила в реальное училище, но когда отца перевели работать в Москву, будущую актрису записали в престижную гимназию фон Дервиза. Там Екатерина быстро привлекла внимание других школьников собственным необычным поведением — лазила по деревьям, заскакивала на подножку трамвая, шумела и вела себя как маленькая разбойница.

После школы Зеленая поступила в Московское театральное училище, правда, как уверяла актриса, – случайно. Просто увидела объявление о наборе, зашла и прочитала без подготовки драматическое стихотворение. Но чем дальше девушка читала, тем громче смеялась приемная комиссия – уже тогда у Рины Зеленой проявилась неповторимая мимика и манера речи.

Рина Зеленая в молодости

Первой профессиональной сценой для актрисы стал любительский театр «Крот» в Одессе. Кстати, именно в этом заведении артистка сократила имя Екатерина, которое не влезало на афишу, до 4-х последних букв и стала Риной Зеленой. Также актриса много выступала на эстраде и радио, где декламировала стихотворения и рассказы для детей. Во время войны Рина Зеленая ездила вместе с фронтовыми бригадами артистов и выступала перед бойцами, за что после освобождения страны из оккупации была награждена орденом Красной Звезды.

В Москве Рина Зеленая работала в театре «Не рыдай», который нашла случайно. Затем актриса устроилась в петроградский «Балаганчик», а после — в московский Театр Сатиры, где проработала четыре года и перешла в Театр обозрений при Доме печати (который впоследствии получил название Театра эстрады и миниатюр). Сегодня поклонники творчества актрисы нередко думают, что Рина Зеленая играла и в знаменитом «Ленкоме», но это не так.

Начало актёрской карьеры

Актёрский дебют Екатерины Зелёной состоялся во время гражданской войны, когда она отправилась с коллективом театрального училища выступать перед бойцами Красной Армии под Царицыным.

В 1921 году она вошла в труппу любительского одесского театра под названием «КРОТ», расположившегося в старом подвале. На сцене она танцевала, пела, бывало, что за один вечер исполняла пять ролей. Тогда же родился и её псевдоним, на афише не вместилось полное имя актрисы и пришлось сократить Екатерина на Рина. Помимо вечерних выступлений, днём у актёров тоже находилось много работы, потому что всё делали сами – переводили пьесы, шили костюмы. Причём из-за бедности настолько приходилось экономить, что если ролью не предусматривалось поворачиваться к зрителям задом, то шили только переднюю часть костюма.

Выступления Рины Зелёной пользовались большим успехом, и вскоре она приняла решение переехать в Москву, узнав, что там открывается много новых театров. Старшая сестра Муся встретила Рину без особой радости, но помогла ей снять комнату у своих соседей. Определившись с жильём, Зелёная отправилась на поиски работы. Проходя мимо ярких светящихся витрин, шумных торговцев и мчащихся автомобилей, молодая актриса находилась в подавленном состоянии. Её здесь никто не знал и не ждал.

И тут в глаза бросилась вывеска «Театр «Не рыдай!» Недолго думая, она вошла в помещение и оказалась в самом популярном московском ночном кабаре. Цены здесь были одни из самых высоких в городе, тем не менее зал всегда забивался до отказа: собиралась столичная богема, актёры и писатели, художники и музыканты. Визитной карточкой кабаре были куплеты, пародии, романсы. Рину взяли на работу, она пела песенки, специально сочинённые композиторами Юрием Милютиным и Матвеем Блантером, и поэтами Николаем Эрдманом и Верой Инбер. Каждый вечер артистам полагался бесплатный ужин, а готовил в «Театре «Не рыдай!» самый лучший повар в Москве.

Потом Зелёная сменила ещё несколько театральных заведений (Петроградский «Балаганчик» и «Летучая мышь»), прежде чем её пригласили в только что организованный Московский театр сатиры. Зрители влюблялись в Рину сразу. Когда она впервые выходила на сцену, её сначала не замечали. Однако стоило ей открыть рот, как всё внимание зала переключалось на маленькую, но яркую актрису. Популярность была такой огромной, что женщины, приходя в парикмахерские, просили подстричь их под Рину Зелёную.

ИСТИННАЯ ЛЮБОВЬ

Рина Зеленая и Константин Топуридзе 40 лет прожили вместе
Фото: Кадр из программы

Впервые Рина Зеленая вышла замуж за юриста, будучи студенткой. Об этом браке мало известно, влюбленные вскоре расстались из-за несовпадения характеров и большой разницы в возрасте. Затем актриса закрутила роман с журналистом Михаилом Кольцовым. Но избранник часто ездил в командировки и был женат, артистка быстро осознала, что не готова разрушать семью и ждать чужого мужчину. Зато следующий ее союз оказался крепким и, как говорила звезда эпизодов, судьбоносным.

Много лет по дороге в театр актриса проходила мимо дома будущего супруга, архитектора Константина Топуридзе, создавшего знаменитый фонтан на ВДНХ. У них было много общих знакомых в столице, но пара ни разу не встретилась на вечеринках друзей. Судьба свела их в Абхазии в доме отдыха «Синоп», где их представил друг другу журналист.

«В моей жизни появилась новая профессия — жена архитектора. Сначала я думала: ерунда! Потом вижу: нет, не ерунда», — делилась Зеленая.

Рина Зеленая почти лишилась зрения после смерти супруга
Фото: Кадр из фильма

В браке с Топуридзе Рина Зеленая провела 40 лет, часто признаваясь, что нашла настоящее счастье. У них не было собственных детей, но пара воспитала двоих сыновей архитектора, а актриса сумела даже подружиться с первой супругой возлюбленного. У мужа был непростой характер, они с Зеленой ссорились по мелочам, а Константин Тихонович не умел признавать собственную вину. Но Екатерина Васильевна неизменно называла вспыльчивого избранника ангелом.

Зеленая и Топуридзе почти не расставались. Уезжая на гастроли, актриса отправляла мужу длинные письма. Гуляя, они трогательно держались за руки, не изменяя этой привычке и в старости. Но в 1969 году у Константина Тихоновича случился первый инфаркт. Когда его увезли в больницу, артистке стало дурно, у нее повредилась сетчатка глаза. Второго приступа восемь лет спустя супруг не перенес, и от горя Екатерина Васильевна почти ослепла.

Творческий путь в кино

В 1929 году на одно из выступлений в клубе не успел приехать аккомпаниатор актрисы. Администратор попросил её что-то придумать, тогда Рина вышла на сцену и детским голосом прочла произведение Чуковского «Мойдодыр». Так открылось её новое амплуа, благодаря которому она начала выступать на эстраде и радио, став любимицей миллионов зрителей и слушателей. Для неё писали лучшие детские поэты – Самуил Маршак, Агния Барто, Сергей Михалков. Дети присылали ей письма. Некоторые тексты она сочиняла сама. А совместно с Агнией Барто Рина написала сценарий к комедии «Подкидыш», в котором и сама сыграла роль домработницы Ариши.

До «Подкидыша» у Зелёной уже были две работы в кино. В 1931 году в картину «Путёвка в жизнь» её пригласили на роль певицы из шайки Жигана. Она спела на съёмках очень много куплетов и песен, но после монтажа большую часть вырезали, в результате остался всего один эпизод. В 1935 году вышел фильм «Любовь и ненависть», где Рина играла балерину (партнёршу Бубы).

Актриса обожала киноискусство, поэтому всегда соглашалась даже на самые незначительные роли. Но играла она их так, что порой всё внимание зрителя было приковано именно к ней, а не к главным героиням:

  • секретарша в фильме «Светлый путь»;
  • гримёрша в «Весне»;
  • немка в картине «Встреча на Эльбе»;
  • Настя (домработница Сперантовых) в «Драгоценном подарке»;
  • Елизавета Тимофеевна в «Девушке без адреса»;
  • тётушка Нины в «Женихе с того света»;
  • старушка Надя в «Сказке о потерянном времени»;
  • ресторанная певица в картине «Дайте жалобную книгу»;
  • тётушка Ганимед в «Трёх толстяках»;
  • редактор журнала «Жених и невеста» в «12 стульях»;
  • графиня Вишня в «Чиполлино»;
  • бабушка в фильме «Про Красную Шапочку».

Но для зрителей актриса прежде всего ассоциируется с ролью в детском фильме «Приключения Буратино». Когда проводился опрос: «Кто такая Рина Зелёная?», большинство людей отвечали: «Черепаха Тортила».

А сыгранная ею миссис Хадсон в «Приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона» признана самой лучшей в кинематографе. В последней части актриса снималась, когда ей было 85 лет.

Рина Зелёная занималась также озвучиванием мультфильмов, её голосом говорят многие любимые детские герои.

Театр

Катя устроилась на подработку в театр «Балаганчик», а затем «Крот» и кабаре «Нерыдай». Там она пела, исполняла пародии, монологи в стихах и популярные в те времена чарльстушки — четверостишия под музыку. Однажды имя «Екатерина Зеленая» не поместилось на первую в ее жизни афишу, и по требованию художника-оформителя пришлось его сократить. Так она стала Риной. Платили начинающей артистке немного, а если задерживали зарплату, то приходилось голодать. Друзья старались помогать, но девушка была слишком горда, чтобы позволять им это.
Рина читала детские стихи и рассказы на радио, выступала на эстраде. Когда шла Великая Отечественная война, её видели в составе бригад артистов, которые ездили на линию фронта и поднимали боевой дух советских солдат. Этот своеобразный подвиг артистки был отмечен орденом Красной Звезды. Следующим театром для Рины Зелёной стал «Не рыдай». Он располагался в столице. Потом продолжила служить Мельпомене на сцене петроградского «Балаганчика», четыре года отдала Театру Сатиры в Москве, позже в Театре эстрады и миниатюр.

Творческий путь актрисы был извилистым и тернистым. У нее долго не получалось найти свою нишу на эстраде, пока не помог случай. Как-то раз Рина Зеленая зашла в известный на всю Москву ресторан «Оливье», в котором выступали ее знакомые. И тут администратор кинулась к ней со слезами: «Риночка, выручайте! Наш пианист не пришел — наверное, запил. Займите чем-нибудь публику, лишь бы не срывать программу!» С этими словами она выпихнула артистку на сцену.

«И я решилась показать то, что раньше видели только мои друзья и актеры за кулисами», — рассказывала Зеленая. Она стала читать стихи Корнея Чуковского детским голосом. Публика приняла ее с восторгом! «Я даже не подозревала, что открыла новый жанр… Потом позже все пошло-поехало. У меня даже появились подражатели!» С тех пор детский голос стал «фишкой» актрисы. Рину приглашали на концерты, в передачи на радио, в озвучивание мультфильмов.

«Бездетная, я всю жизнь читаю за детей стихи и рассказы и никого лучше детей в мире не знаю. Я разговариваю с детьми часами, как с взрослыми. И мне кажется, они меня признают!» — говорила артистка. Зеленой доставляли мешки писем, исписанные неровным детским почерком. Дети доверяли Рине самое сокровенное.

И если раньше перед сном Рина читала классическую литературу, то теперь в ее руках были детские письма и карандаш: она выписывала «перлы» и затем использовала их в своих выступлениях. Как и случайно услышанные обрывки детских фраз, например такие: «Папа, купи мне барабан! Я тебе мешать не буду — буду играть, только когда ты спишь!», «Мишенька, ты своим рыбкам воду поменял? — Нет, не поменял: они еще эту не выпили!».
Большинству Рина Зеленая казалась вечным оптимистом. Но какой она была за кадром, на самом деле, — знали немногие.

Литературный дар

Рина всегда вела дневник, в который записывала события своей жизни: как ездила с гастролями на Крайний Север или юг, как проходили заседания сатирического клуба «Чудак», описывала свои путешествия, поездки на целину, выступления на фронте…Все эти записи позднее были сформированы в книгу, которая называется «Разрозненные страницы». Несомненно, Рина Зелёная обладала чудесным литературным талантом. Читается произведение очень легко и интересно, здесь вся её жизнь.

Судьба подбрасывала ей много забавных моментов, но, самое главное, что Рина умела их ловить. Она бесстрашно рискнула отправиться с тринадцатью коллегами-артистами на Северный полюс. Получила обмундирование для полярников (унты, рукавицы из меха, доху), села в Тушино на самолёт и полетела. Артисты везде давали концерты, а в бухте Провидения выступали перед группой геологов, которые шли на представление пешком 40 км. В крошечном городке Хатанга Рина впервые увидела белого медведя и расписала в своём дневнике, как он лапками прячет чёрный нос, чтобы не выдать себя, и что по лагерю нельзя ходить без ружья.

Описан в книге и момент, когда началась Великая Отечественная война. Рина была на гастролях, её коллег эвакуировали, а Зелёная сама попросилась на фронт в концертную бригаду. Так что актриса не понаслышке знакома с военными дорогами, потерями и бомбёжками.

Фронтовая «ринотерапия»

Во время Великой Отечественной Рина Зеленая обратилась во Всесоюзный комитет по делам искусств при СНК СССР с просьбой отправить ее во фронтовую бригаду. Потом не без гордости рассказывала: «Однажды звонят мне из какого-то медсанбата, и строгий мужской голос говорит: „Почему вы ни разу не приехали к нам? Вы что, не понимаете, что нашим раненым тоже нужна „ринотерапия“?“» Зеленая тут же собрала коллег, и они отправились выступать.

Статья по теме

Неугомонная черепаха Тортилла. Как Рина Зелёная попала на Северный полюс

Личная жизнь

Первый раз Зелёная связала себя узами брака с юристом Владимиром Блюменфельдом, когда ей было восемнадцать лет. Муж был намного старше Рины. Брак этот продержался недолго, но после развода супруги дружили потом всю оставшуюся жизнь.

Её вторым мужем был академик архитектуры Константин Топуридзе. С ним Рина прожила больше сорока лет и была за Костей, как за каменной стеной. Общих детей у пары не было, они воспитывали двух сыновей Константина от первого брака, племянников Рины, соседских малышей.

Она не смогла стать хорошей хозяйкой, так и не научилась варить обеды и шить. Даже на фронте мальчишки пришивали ей оторванные на пальто пуговицы. Насчёт денег Рина пошла не в отца, который складывал копейку к копейке, а в щедрую маму. Актриса всегда искренне удивлялась, откуда у коллег есть деньги, модные шмотки и антиквариат в квартирах, сама она никогда не экономила и ничего не откладывала на «чёрный день».

Зато Рина всегда была великолепной спортсменкой. Она обожала любой спорт и порой удивляла коллег, появившись на репетиции с теннисными ракетками либо коньками, собираясь потом ещё на корт или каток. В молодости Зелёная занималась греблей, всю жизнь любила поиграть в бильярд.

Её жизнь остановилась из-за злокачественной опухоли 1 апреля 1991 года. Похоронили Рину Зелёную в Москве на Введенском кладбище рядом с супругом.

Родственник Рины Зеленой: Вранье! Она не была одинокой!

Муж племянницы Рины Зеленой поведал Sobesednik.ru, какой она была в обычной жизни, и опроверг ложь о деталях ее смерти.

25 лет назад в День смеха не стало самой королевы смеха XX века, народной артистки РСФСР Екатерины Васильевны Зеленой («Подкидыш», «Про Красную Шапочку», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»). Она несла образ озорной и веселой девчонки, а потом и старушки, но жизнь ее была нелегкой. Артистка пережила две мировые войны. Sobesednik.ru пообщался с мужем ее племянницы, 80-летним режиссером и художником Юрием Антоновичем Хмелецким, и узнали, почему у актрисы не было детей, как она пережила смерть мужа и откуда взялся слух, что она умирала в одиночестве.

Екатерина Зеленая родилась в большой семье (две сестры и брат), но как сама писала в своей книге «Разрозненные страницы»: «Мама и отец – совсем не подходящие друг другу люди».

– Жили они бедно, – делится с нами Юрий Антонович. – Мама Наталья Федоровна продавала старьевщикам верхнюю одежду детей. Однажды выяснилось, что у кого-то были взяты деньги в долг и их нужно было отдать, а отец Екатерины на эти средства хотел сшить себе форму. Конечно, дело дошло до скандала.

[:image:]

В общем, мать Екатерины уехала на время в Петербург. Спустя год вернулась домой. И вроде все бы ничего, но только вот семьей такие отношения я бы не назвал. Маму Екатерины Наталью Федоровну выдали замуж в 16 лет за взрослого мужчину (инженера. – Авт.), к которому она не смогла привыкнуть. Знаете, молодой девочке было скучно с таким дядей (улыбается). Поэтому от нее можно было ожидать чего угодно.

Со своей будущей женой Тамарой Алексеевной Юрий Антонович познакомился в институте. Вместе они прожили около полувека. Два года назад ее не стало.

– Мы с моей будущей женой Тамарой учились в ГИТИСе: я – на актера, а она – на художника. Познакомились, долго общались, а потом я уехал из Москвы по семейным обстоятельствам и наша связь оборвалась. Спустя время вернулся и поступил на режиссерские курсы, и так получилось, что снова встретился с Тамарой. Мне тогда уже было за 30. У нас завязался роман. Я стал приходить за ней, провожать до дома и часто сталкивался с Екатериной Васильевной. Она все время куда-то бежала: то на выступление, то на съемки, поэтому у нас долго не получалось полноценного разговора, да она этого и не любила.

[:image:]

Несмотря на то, что Рина все время казалась веселой, таковой она не была, – вспоминает Юрий Антонович. – Только в обществе, на каких-то застольях, посиделках могла юморить. Она никогда не включала в себе ребенка, всегда по-взрослому вела беседу. Не была замкнутой. Просто любила побыть, скажем так, в себе. В то же время не была тихоней, всегда имела свое мнение. Рина обладала особой мудростью, никогда ни на что не жаловалась и ничего о себе не любила рассказывать. Стоит сказать, что она сама себя сделала. Ведь Рина была невысокого роста, не отличалась особой стройностью. Просто умела себя подать.

Во время разговора Юрий Антонович разозлился на себя, мол, почему он так и не рассказал о том, как Екатерина стала Риной.

– Совсем забыл! Ведь у читателей возникнут вопросы… Настоящее имя актрисы Екатерина. Это было очень давно, когда она еще начинала свою актерскую карьеру. На одной из афиш не поместилось полностью ее имя – Екатерина – поэтому она решила его сократить до Рины, собственно, так и осталась ею.

[:image:]

Знаете, она могла долго петь, танцевать, сыграть несколько абсолютно разных ролей. И все это за один вечер! Такое впечатление, что она била неиссякаемым фонтаном энергии. Но это было только на сцене. Обычно когда она приходила домой, то шла на кухню, чем-то перекусывала и потом ложилась на кровать и отдыхала. Или много читала. Она любила читать вслух для своего мужа Константина Топуридзе, которого часто называла Котэ (архитектор, создатель фонтана «Дружба народов» на ВДНХ. – Авт.). Она безумно его любила.

В своей книге она так и написала, – показывает Юрий Антонович. – «Я всю жизнь, каждый день ощущала счастье, что могу слушать его, слышать его, смотреть на него. Во всем свете нельзя было найти человека, который был бы более нужен и важен. Среди дня я могла подойти и принести ему стакан воды. Он пил, даже не удивляясь, почему я догадалась, что он хочет пить. Я знала, что я самый счастливый человек на свете». Кроме того, у Топуридзе до этого был брак и двое детей. Рина сумела сохранить с его бывшей женой очень теплые и дружеские отношения. Когда Рина бывала в Ленинграде с концертами, то навещала ее, как сама говорила, «нашу первую жену».

[:image:]

Их брак нельзя назвать спокойным. Константин Тихонович обладал грузинским темпераментом, поэтому страсти, скажем так, бушевали. У них была настоящая любовь, он называл Рину «мой ангел». Они всегда старались быть вместе. С сыновьями от первого брака Топуридзе, Александром и Романом, она отлично общалась и чуть ли не считала своими детьми. Нет, я не скажу, чтобы Рина жаловалась на то, что она не стала матерью. Сами знаете, дети в большинстве своем неблагодарные, даже стакан воды на старости не принесут. Рина была занята театром, съемками, и ей было не до этого. У Романа осталось двое детей – сын Никита и дочь Екатерина. Братья покоятся все в одном колумбарии на Введенском кладбище, – рисует на листочке схему могилы Юрий Антонович. – А здесь, под Тамарой, мое место (у Юрия Антоновича детей нет. – Авт.).

Уход Константина Тихоновича из жизни стал для актрисы сильнейшим ударом.

– Она начала резко стареть, ослепла. Ей даже сделали специальный бинокль для просмотра телевизора, но это ей не помогло. Она садилась впритык к экрану и разглядывала.

[:image:]

До Константина Топуридзе Екатерина Васильевна была замужем за юристом Владимиром Блюмфельдом.

– Ей исполнилось 18 лет, а он был достаточно взрослым мужчиной, старше ее на 15 лет. Он был спокойным, терпеливым, а Рина – живой, иногда даже взрывной. Прожили они недолго и разошлись, но сумели сохранить дружеские отношения. Знаете, я бы назвал Рину дипломатом в отношениях.

Многие актрисы по своей природе – модницы. Но Екатерина Васильевна таковой не была.

– Она вообще не любила вещи. Ее типичная одежда: короткий меховой полушубок, сапоги, скромная шляпа и громадный красный шарф. Она обычно в него заматывалась, брала в руку газету, чтобы ее никто не видел. Даже снимала очки, чтобы не замечать, как к ней присматриваются окружающие. Когда у нее еще не было званий и она только снялась в «Подкидыше», нередкими были случаи, когда каждый мог подойти и спросить: «А вы правда Рина Зеленая?» Конечно, это ей не совсем было приятно, и из подобных ситуаций она выходила с юмором.

По словам Юрия Антоновича, актриса была обычным человеком и любила все самое простое.

– Ей очень нравились сухие осенние листья. Однажды позвонила мне и сказала, что нужно приехать. Подумал: может, что-то срочное. Оказалось, нужно было достать вазочку с листьями (высоко стояла), выложить их и поставить обратно. Представляете, я ехал ради этого через всю Москву. Но разве можно что-то не сделать ради Рины?! В быту она ничего не умела и была абсолютно неприхотлива, – продолжает вспоминать Юрий Хмелецкий. – Учиться готовить она не хотела. Единственное, что ей нужно было, так это уют и настольная лампа.

На закате лет Екатерину Зеленую практически не приглашали в кино.

[:image:]

Сама актриса писала в своей книге «Разрозненные страницы»: «Вот что удивительно – все говорили: «Рина! Рина!», а снимали других актрис. Наверное, тогда надо было выйти замуж за какого-нибудь кинорежиссера. Но мне это прямо не приходило в голову. Да и им, наверное, тоже. Иногда при встрече со мною режиссеры и сценаристы, всплескивая руками, кричат: «Ах, батюшки мои! Как же про вас забыли? Был чудесный эпизод! Вы бы так прекрасно это сыграли!

«И так всю жизнь…»

– Она не страдала по этому поводу, – рассказывает Юрий Хмелецкий. – Понимала, что сейчас для нее нет подходящего материала.

Последней ролью в кино для Зеленой стала миссис Хадсон (в фильме о приключениях Шерлока Холмса).

– Ее пригласил в кино режиссер Игорь Масленников, когда ей было 78 лет. Она ничего не рассказывала об этих съемках, да и о съемках вообще. Единственное, ей было неудобно целую съемочную смену находиться в узком корсете. Хочу отметить, что Рина сама умела превратить скучный сценарий в настоящее произведение искусства: дописывала фразы, даже могла добавить новых героев. Режиссеры ее эксплуатировали, потому что знали, что Зеленая все сделает за них. Бывало такое: она не хотела юморить, а ее заставляли это делать. Поэтому в фильмах есть кадры с совсем нелепым выражением лица.

[:image:]

Юрий Антонович не может понять, почему режиссер «Воспоминаний о Шерлоке Холмсе» Игорь Масленников заявил на всю страну о том, что Екатерина Зеленая была одинока до последних дней и умерла не в родных стенах.

– Все он наврал! – возмущается Хмелецкий. – Как он мог вообще такое сказать? Ведь часто бывал у нас, видел, как мы относимся к Рине. Я по первому зову провожал ее на съемки и встречал. Мы ее никуда не выгоняли. В последнее время она не могла жить в центре. Не хватало воздуха. Поэтому мы отвезли Рину за город, чтобы она отдохнула, в Дом творчества киноактеров в Матвеевское. И мы ее там не бросали, как выражался Масленников. Каждые две недели она приезжала домой, мы ее часто навещали и практически всегда были с ней.

В последнее время Екатерина Васильевна сильно болела: она перенесла онкологию, были проблемы с костями, перелом шейки бедра.

– Она стала немного ниже ростом и стеснялась этого. Понимала, что ей осталось недолго. Рина ничего не говорила на эту тему, но было видно по взгляду.

[:image:]

За несколько недель до кончины Екатерина Васильевна часто говорила: «Если мне и дадут звание, это будет за 45 минут до смерти».

– Такое было. Она часто это повторяла. По иронии судьбы все так и произошло. В 1970 году она получила звание народной артистки РСФСР. Потом ей должны были присвоить звание народной артистки СССР, но тянули с этим. Когда об этом узнал Михаил Сергеевич Горбачев, то 1 апреля 1991 года подписал указ. К сожалению, Рина уже не узнала, что стала народной артисткой СССР. В три часа дня мне позвонили и сказали, что ее не стало. Поэтому указ отменили, так как посмертно звания не присваивают.

Екатерины Васильевны не стало 1 апреля 1991 года. Похоронили актрису на Введенском кладбище в Москве, рядом с ее мужем Константином Топуридзе, его сыновьями, тетей и племянницей Тамарой Элиава.

– Проводили Рину, как положено. Знаете, она не любила поминок и просила их не устраивать. Единственное, о чем она постоянно говорила – чтобы ее отпели по всем канонам. Мы так и сделали.

[:wsame:][:wsame:]

Ссылка на основную публикацию
Похожее